Разлад межу турецким президентом и проповедником Фетхуллахом Гюленом произошёл в 2013 году, после того, как последователи Гюлена разоблачили коррупционную деятельность Эрдогана. Эрдоган обвиняет Гюлена и его сторонников в организации неудавшегося путча, совершённого 15 июля 2016 года
Президент Турции заключил под стражу десятки тысяч человек и ещё большее количество лишил работы. Он назвал переворот «даром от Бога», позволившим ему очистить общество от политических и идеологических противников.
Несмотря на то, что и президент, и ряд турецких СМИ возложили вину за переворот исключительно на Гюлена, у многих турецких граждан и дипломатов закралось подозрение, что сам Эрдоган спланировал и организовал мятеж в качестве турецкого эквивалента поджога Рейхстага. Возможно, когда-то это и было похоже на тайный заговор, но со временем относительно июльских событий прошлого года возникало всё больше и больше вопросов.
Турецкие военные всё чаще говорят о некоторых противоречиях в истории Эрдогана. Некоторые доказательства явно подделаны. Также возникает вопрос относительно самих заговорщиков, некоторые из которых на самом деле умерли за несколько недель до переворота.
Возьмём показания турецкого подполковника, которому грозят три пожизненных заключения за его предполагаемые действия в ночь переворота. Вместо того, чтобы признаться под пыткой или хранить молчание от страха, он поднял важные вопросы, на которые Эрдоган и правительство Турции отказываются отвечать. Вот его заявление, предоставленное мне его бывшими коллегами:
«Меня обучали как профессионального солдата на протяжении многих лет. Когда я читаю заключение и обвинения, выдвинутые против меня, у меня создаётся впечатление, что я должен верить во всякий вздор и действовать, как слабоумный.
Почему не было проведено вскрытие 248 человек, погибших во время событий?
Почему баллистическая экспертиза не идентифицировала серийные номера и пули моего оружия и оружия моих солдат, которые якобы использовались во время событий?
Почему вы отклонили мою просьбу о приобщении баллистических отчётов об этом оружии в документы судебных заседаний?
В рядах турецкой армии насчитывается около 600 тыс. военнослужащих (офицеров, призывников и т. д.). Порядка 1 тыс. находятся под стражей по обвинению в соучастии в попытке государственного переворота. Приблизительно 670 из них – это кадеты в возрасте 16 лет, в изъятом у них оружии не было даже пуль. Разве в этом есть хоть какой-то смысл?
На балансе наших вооружённых сил числится около 280 истребителей, а во время путча заговорщики использовали лишь несколько F-16. Разве это нормально? Почему вы не изучили серийные номера боеприпасов, якобы сброшенных с этих самолётов?
24 ноября 2015 года турецкие военно-воздушные силы доказали, что могут сбить российский самолёт, залетевший на территорию Турции всего на 20 секунд. Как получилось, что несколько F-16, захваченных мятежниками, смогли летать над столицей в течение 9 часов и никто не смог им помешать?
В нашей армии около 2 тыс. 500 танков. Меня и моих коллег обвиняют в использовании в заговоре 74 танков. Разве это разумно?
Эрдоган настойчиво утверждает, что впервые узнал о предполагаемом перевороте только после начала событий. По его словам, об этом ему сообщил зять, а не глава Турецкой разведывательной организации Хакан Фидан. Вы думаете, что я этому поверю?
Всего через час после начала событий, по приказу муниципальных и районных глав ПСР, тысячи загруженных грузовиков заблокировали ворота и подъезды к многочисленным воинским частям. Как они успели загрузить тысячи грузовиков и направить их к воротам всего за один час?
Я ожидаю, что вы учтёте мои заявления и останетесь беспристрастными в этом деле. Я больше не хочу делать каких-либо комментариев, поскольку только время может расставить всё на свои места. Очень скоро правда откроется.»
На самом деле так и будет. Тайные заговоры ради политической выгоды стали характерной чертой правления Эрдогана. Возможно, он хочет, чтобы США и Европа поддержали его гонения на политических оппонентов, но вопросов без ответа слишком много. Тот факт, что Эрдоган отказывается отвечать на них, красноречив сам по себе.
Многие из тех, кто находится в тюрьме, невиновны; злодеи здесь те, кто обосновался в Ак-Сарае [недавно построенный дворец, в котором располагается администрация президента прим. ред.]
Американский институт предпринимательства